Мой лекционный цикл РАЗГОВОР С ЗЕРКАЛАМИ, ИЛИ РАССКАЗЫ О ХУДОЖНИКАХ... охватывает более 70 Вечеров и встреч, каждый (каждая) из которых представляет из себя сложно срежиссированное действо, иногда, практически, моноспектакль со всевозможными перекличками и сопоставлениями как минимум трёх дополняющих друг друга видов искусств – живописи, поэзии и кинематографа и носят совершенно уникальный характер. Каждая лекция – это глубокое погружение в творческую биографию художника, историю возникновения того или иного периода в мировой Культуре, или направления в истории изобразительного искусства, воздух времени... Провожу я чаще всего эти Встречи и Вечера в своей Студии-Мастерской в Тюмени, но иногда и на других площадках и аудиториях, в том числе и музейных. Трижды по приглашениям выезжал с лекциями в Москву, один раз в Санкт-Петербург.
 

 

В зеркалах отражаются – Винсент Ван Гог, Пабло Пикассо, Питер Брейгель, Караваджо, Анри Матисс, Марк Шагал, Леонардо да Винчи, Амедео Модильяни, Поль Сезанн, Фрида Кало, Рембрандт, Вермеер Дельфский, Анри Тулуз-Лотрек, Рене Магритт, Кузьма Петров-Водкин, Виктор Попков, Эндрю Уайет, Андрей Рублёв, Иероним Босх, Клод Моне, Диего Веласкес и другие…

Более 70 авторских лекций и поэтических вечеров.
Глубокое погружение в биографию и творчество художников, исторический контекст, воздух эпохи…

Неожиданные сравнения и параллели…
 


НАДЕЖДА

             Паоле Волковой посвящается…

Бомбят Алеппо, Паола Дмитриевна.
В Пальмире взорваны все «мосты».
И спины тех, кто смотрел на «Гернику»
В витринах Вечности отражены.
И Феофана взгляд всё безжалостней,
А Босха ласковей с каждым днём.
Сад наслаждений в эпоху праздности
Подогревается адским огнём.
Корабль плывёт.
Дурак сидит на мачте.
Мадонна в гроте вытерла стопу…
Кто знает, что там впереди?
Что замаячит...?
Пока кувшинки плавают в пруду,
Тропинка вьётся между кипарисов,
Подсолнухи горят и девочка в анфас
Так смотрит вдумчиво…
И блудный сын к отцу, прижавшись, плачет,
И чаша на столе стоит,
Надежда есть у нас…

27.02.2016

 

 

   Лекции из цикла «РАЗГОВОР С ЗЕРКАЛАМИ, ИЛИ РАССКАЗЫ О ХУДОЖНИКАХ» представляют собой уникальный сплав из фактов биографий, комментариев к произведениям того, или иного художника, знакомства с его предшественниками и учителями, а также учениками и последователями, если они, конечно, имеются.

Погружение в исторический контекст Времени, воздух самой Эпохи, или явления в мировой истории живописи, изобразительного искусства, Культуры, как таковой... Неожиданные сравнения и параллели, "ауканья", как я это называю...

Это не лекции, в привычном понимании этого слова. И не беседы. И не монологи. Скорее диалоги о Мировом искусстве во всех его проявлениях, начиная с живописи и заканчивая поэзией и кинематографом...

Чаще всего, герои моих рассказов, не просто знаменитые, гонимые и непризнанные когда-то, а сейчас известные всему миру Художники (а иногда, и не очень известные, или, практически, забытые уже), а собеседники, собратья по цеху, понятные мне и близкие люди, товарищи, учителя…

Иногда, лекции носят импровизационный характер, иногда – это хорошо продуманное, срежиссированное действо, почти спектакль, имеющий свои прологи, эпиграфы и эпилоги, развитие и драматургию. Фрагменты как известных, так и малоизвестных художественных и документальных фильмов, изображения живописных и графических работ, стихи, отрывки и цитаты из различных книг и монографий, живые комментарии.

В процессе подготовки к лекциям и погружения в ту, или иную эпоху, биографию, судьбу – иногда (а в последнее время, достаточно часто) я пишу стихи. Их набралось уже не мало – о Пикассо и Ван Гоге, Леонардо да Винчи и Сезанне, Матиссе и Шагале, Фриде Кало и Диего Ривере, Модильяни и Жанне Эбютерн, Петрове-Водкине и Викторе Попкове, Александре Иванове и Василии Сурикове, Эндрю Уайете и Боттичелли...

Образы и произведения Босха и Караваджо, Веласкеса и Питера Брейгеля, Феофана Грека и Андрея Рублёва, Рембрандта и Клода Моне присутствуют в некоторых из них, в частности, в стихотворении, посвящённом Паоле Волковой. В нём, как мне кажется, сформулированы достаточно важные вещи…
 
 

 


СПИСОК ЛЕКЦИЙ

(2
016 – 2022)

1.
 

ИМПРЕССИОНИСТЫ.
В погоне за светом и в поисках цвета…

ПОСТИМПРЕССИОНИСТЫ.
По дороге в грядущее…

МОДЕРНИСТЫ. Между Бато-Лавуар и Монпарнасом

СЮРРЕАЛИСТЫ. За гранью возможного…

РЕНЕ МАГРИТТ. Театр абсурда реальности

Сальвадор ДАЛИ. Слово безумца в свою защиту

Поль ДЕЛЬВО и художники МАГИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА

ПИКАССО. Метаморфозы. Одиночество Фавна, или превращения.

ПИКАССО и его восемь женщин

Анри МАТИСС. В поисках радости…

Амедео МОДИЛЬЯНИ и художники ПАРИЖСКОЙ ШКОЛЫ

МАРК ШАГАЛ. Художник с ангелом в голове

Рауль ДЮФИ. Запечатлённая радость бытия...

Ренато ГУТТУЗО и итальянский неореализм в живописи и кинематографе

ИСКУССТВО АМЕРИКИ ОТ РЕАЛИЗМА ДО ПОП-АРТА
(лекция в двух частях)


ИСКУССТВО АНГЛИИ. От "Золотого века" Елизаветы и Шекспира до Бэнкси
(лекция в трёх частях)

Эндрю УАЙЕТ. Затворник из Чаддс-Форда, или следы в осенней траве...

Диего РИВЕРА, Фрида КАЛО и мексиканские МУРАЛИСТЫ

Густав КЛИМТ и эпоха Модерна

Эдвард МУНК. Танец жизни, или крик судьбы

Василий КАНДИНСКИЙ и СИНИЙ ВСАДНИК. Между абстракционизмом и экспрессией...

ЭКСПРЕССИОНИСТЫ. Между надеждой и отчаянием

ЯПОНСКАЯ ГРАВЮРА (УКИЁ-Э) и её влияние на европейскую живопись 19 века

Кацусико ХОКУСАЙ. Знак бесконечности

АБСТРАКЦИОНИСТЫ. В поисках беспредметности

ОТ ПАЛЕОЛИТА ДО ПОСТМОДЕРНИЗМА
(Краткая История Искусств и Мировой Живописи в пяти частях)

1. От Палеолита до Возрождения
2. От Возрождения до Барокко
3. От Барокко до Рококо
4. От Романтиков до Импрессионистов
5. От Постимпрессионизма до Постмодернизма
 


2.

АНДРЕЙ РУБЛЁВ
И РУССКАЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЖИВОПИСЬ.
Полёт над дольним миром

ИТАЛЬЯНСКАЯ ЖИВОПИСЬ.
ОТ РЕНЕССАНСА ДО НЕОРЕАЛИЗМА

ИТАЛЬЯНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Часть 1. От Чимабуэ до Боттичелли...
Часть 2. На вершине
Часть 3. Венецианцы

Питер БРЕЙГЕЛЬ. Взгляд с высоты падения Икара

Питер БРЕЙГЕЛЬ. Фламандские пословицы

Иероним БОСХ. И корабль плывёт...

Леонардо ДА ВИНЧИ. Зеркало мира, или полёт через века

Сандро БОТТИЧЕЛЛИ. Виолончельные струны души…

ЗАЗЕРКАЛЬЕ ДИЕГО ВЕЛАСКЕСА,
или по ту и эту сторону холста


КАРАВАДЖО.
Пограничник на стыке веков и страстей


РЕМБРАНДТ и Золотой век голландской живописи.

ВЕРМЕЕР ДЕЛЬФТСКИЙ. Нам бы только смотреть научиться...

ЭЛЬ ГРЕКО. Увидеть небо...

Франсиско ГОЙЯ. Испаносюита, или Глухой провидец

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ШЕДЕВРОВ, или почему Джоконда до сих пор улыбается?

ЗИМНЯЯ СКАЗКА
(Образы Зимы и Рождества в живописи, поэзии и кинематографе)

АНТИЧНЫЕ МОТИВЫ

В МОЕЙ ДУШЕ ЗАПЕЧАТЛЁН ПОРТРЕТ ОДНОЙ ПРЕКРАСНОЙ ДАМЫ...(История Мировой Живописи в женских образах)

Лекция в 5 частях.

 
Тюмень. ДОМ ПЕЧАТИ. Лекция о Диего Ривере, Фриде Кало и мексиканских муралистах. 2018

3.

Павел ФЕДОТОВ. Один среди всех...

Александр ИВАНОВ. Возвращение в Итаку

Василий СУРИКОВ. Не для меня сирень цветёт...

Илья РЕПИН. Мальчик из города Чугуева

МИХАИЛ ВРУБЕЛЬ. Сломанные крылья Икара

Кузьма ПЕТРОВ-ВОДКИН. За песней трубы потонувшей в лесах…

ЖИВОПИСЬ, РОЖДЁННАЯ РЕВОЛЮЦИЕЙ

Русский АВАНГАРД. Мосты к мечте

Казимир МАЛЕВИЧ. Выйти в ноль, или супрематическая баллада…

Нико ПИРОСМАНИ. Грузинская рапсодия, или “Это я, это я…”

Павел КОРИН. Между двух берегов, или реквием по уходящему...

Виктор ПОПКОВ. Лошадь белая в поле тёмном…

Александр ДЕЙНЕКА и Юрий ПИМЕНОВ

ТЮМЕНЬ и художники, жившие и живущие в этом городе

(От «тюменского Хогарта» Ивана Калганова до наших дней)

БУДЬТЕ КАК ДЕТИ, или ОБАЯНИЕ НАИВНОГО ИСКУССТВА

 

4.

Эдуард МАНЕ. Взгляд поверх судьбы, или бунтарь поневоле...

Огюст РЕНУАР. Боль проходит, красота остаётся…

Клод МОНЕ. Пока кувшинки плавают в пруду...

Клод МОНЕ в Живерни

Поль СЕЗАНН. Подняться в гору…

Винсент ВАН ГОГ. Обручённый с солнцем, или "выйти из поля"

Анри ТУЛУЗ-ЛОТРЕК. Праздник, который остался с нами...

Анри РУССО. Скрипач-таможенник

Поль ГОГЕН. В поисках утраченного рая

ГОГЕН на Таити.

-----------------------------------------------

ПОЭТИЧЕСКИЕ ВЕЧЕРА
из цикла:
СТИХИ-ЖИВЬЁМ

Франсуа ВИЙОН.
Жажда над ручьём...

Владимир МАЯКОВСКИЙ. Бесценных слов мот и транжир

Сергей ЕСЕНИН.
Дорогие мои, хор-рошие…

Юлиан ТУВИМ и Константы Ильдефонс ГАЛЧИНСКИЙ.
Просьба о счастливых островах...
(Вечер польской поэзии)

МЕЖДУ ВОЙНОЙ И ТИШИНОЙ. Фронтовая поэзия и стихи о войне

ОТТЕПЕЛЬ.
Поэзия шестидесятых

ПОД МОСТОМ МИРАБО....
Вечер французской поэзии
(От Вийона до Жоржа Брассанса и Мишеля Уэльбека)

Список лекций и поэтических Вечеров  со сылками на мероприятия

 


СТУДИЯ-МАСТЕРСКАЯ на 6-ом этаже. Тюмень. 2022

ОТЗЫВЫ, ОТКЛИКИ…


Леонардо ДА ВИНЧИ. Зеркало мира, или полёт через века


Волнующая перекличка разных эпох. Леонардо да Винчи, Андрей Тарковский, Александр Митта, Вероккьо, Шнитке, Андрей Миронов... Ну и мы с вами - тоже участники этого диалога, срежессированного Олегом Федоровым.
А почему нет?

Ощущение прикосновения к живому, настоящему.
Ощущение себя живой и причастной к вечной красоте. Голова слегка кружится от постоянного переключения ракурсов, видов, столетий, имен.
Я попадаю в волшебный мир переживаний, чувств, пред-чувствий, намеков, забытых, дорогих воспоминаний. Все это очень тонкая, нежная материя - ускользающая, манящая, тающая при грубом прикосновении: сфумато. Я встречаю на стене тайный знак - привет из детства - иллюстрации к любимому мною Льюису Кэрролу. Я сама - как Алиса в зазеркалье. Отражаюсь в глазах Моны Лизы, а она отражается в моих...

Я наполняюсь смесью из счастья и тоски, когда слышу музыку Шнитке. Эта музыка - еще одна из моих драгоценностей. Совсем недавно я выбрала именно ее для подготовки своего сольного танца. И вот - встречаю снова здесь, в студии Олега Федорова. Для меня это - еще одно отражение, пароль для входа в пространство, где реальность чудесно искажена, свита в Спираль и в силу этого сближает людей, живущих в разное время и в .разных точках планеты.
А может быть, все ровно наоборот, и наша привычная реальность есть не что иное, как странное искажение этой объединяющей пространства и эпохи Спирали? Если это так, то тогда становится понятной вечная тоска по волшебному миру, который зовет нас и ускользает за поворотом, словно Белый Кролик.

Екатерина Баянова

Тюмень, 4 июля 2017
 


Москва. АРТ-ПРОСТРАНСТВО на МАРОСЕЙКЕ. 2017. Лекция об Эндрю Уайете и художниках Америки

ОСЕНЬ ОТКРЫТИЙ

Что такое осень? Осень - это не только пора разноцветного листопада, прозрачного от холода воздуха, горячего чая и уютных, любимых свитеров. Осень - это ещё и время созерцания, осмысления и, если хотите, самообразования и следующих за этим открытий. Особенно приятно когда эти процессы происходят через погружение в Искусство. Для меня таким открытием стал цикл лекций Олега Фёдорова "Рассказы о Художниках". Должна признать, не без опасения собиралась на лекцию "Рембрандт и золотой век голландской живописи". Опасалась, что со своим уровнем знаний "любителя" о живописи, окажусь окружённой знатоками от искусства. Каково же было моё приятное удивление, когда искусство заговорило со мной на доступном, понятном мне языке и доселе малознакомый мне Рембрандт обратился ко мне не только как гений с высоты своего величия, но прежде всего как Человек. "Человек на все времена".

Возвращалась домой с личным убеждением, что без искусства наша жизнь не имела бы смысла и преисполненная каким-то светлым, парящим чувством, которое, подозреваю, именуют не иначе как вдохновение. Вдохновение на жизнь. Вдохновение на работу над собой и стремление расти, совершать открытия. После этого ещё неделю ходила под впечатлением и с нетерпением ждала выходных, чтобы вновь иметь возможность прикоснуться к прекрасному и обрести смысл. Поэтому, пользуясь случаем, хотела бы поблагодарить за предоставленную возможность Олега Фёдорова (Олег Фёдоров) и организаторов лекций, в частности Аллу Нестеренко. Теперь с удовольствием собираюсь посетить лекции "Амадео Модильяни и художники Парижской школы" и "Фрида Кало и Диего Ривера". Кто знает, какие ещё открытия я совершу?..

Вера Петухова

Москва. Сентябрь 2017

РЕМБРАНДТ и Золотой век голландской живописи

Посетила с дочерью лекцию о Рембрандте и Золотом веке голландской живописи. Понравилось все!!! Само помещение, где проходила лекция, интереснейший Олег Федоров, читающий нам свои стихи и так увлекательно рассказывающий о трагической судьбе Рембрандта, о Вермеере... И даже колокольный звон, доносящийся из храма неподалёку, словно дополнял эту удивительную атмосферу, погружая нас в ту историческую эпоху ... Спасибо Вам, Алла, за подаренную возможность приобщиться к прекрасному! Удачи вам и успехов в ваших начинаниях!!!

Ольга Жаворонкова

Москва. Сентябрь 2017


СТУДИЯ-МАСТЕРСКАЯ на 6-ом этаже. Тюмень. 2022

Амедео МОДИЛЬЯНИ и художники Парижской школы

Олег, спасибо Вам большое!! Я получила огромное удовольствие, отдохнула и вдохновилась!!! Вспомнила свои лекции в Щукинском училище по изо и погрузилась в атмосферу двадцатого века!! За интернетом и тв мы совсем теряем живое общение и такие лекции (литературные, творческие гостиные) приглашают и призывают нас к живому общению!! К новым мыслям...
Модильяни это красивая и трагическая биография художника…

Elena Laguta-Semenova

Москва. Сентябрь 2017

 

Фрида КАЛО и Диего РИВЕРА

Спасибо за интересное мероприятие и приятные эмоции! Три часа пролетело незаметно ( вспоминаю сейчас, как в институте одна пара долго тянулась:)). Очень понравилось, то что Олег рассказывает про свои эмоции о художниках, картинах и делится ими.

Elena Burdakova

Москва. Сентябрь 2017

 
Санкт-Петербург. После лекции о Шагале. Искусствовед Марина Власова (Эрмитаж) и Евгения - её помощница. Май 2021

Марина Власова - искусствовед (Эрмитаж) Интерактивный лекторий «Живопись +»
Санкт-Петербург. 14.05.2021

"Когда потеряют значенья
Слова и предметы
На землю для их обновления приходят поэты..."

Писала Новелла Матвеева, помните, из 60 годов, такая залетевшая на нашу планету звезда, или НЛО.

Марк Шагал, о котором пойдёт речь завтра тоже яркая вспышка поэзии и живописи, пришёл на нашу землю для" обновления"

Он сам говорил так:
" Наш внутренний мир реален, быть может, реальнее, чем мир окружающий нас"...

Завтра 13 мая в 19.00

художник Олег Фёдоров, ведёт диалог с мастером и зрителями.
Ждём всех на Литейном 60


Москва. АРТ-ПРОСТРАНСТВО на МАРОСЕЙКЕ. 2016. Лекция "Амедео МОДИЛЬЯНИ т Парижская школа".

Волшебный вечер с яркими героями и чуткими зрителями.
Очень рада выпавшей возможности принять участие в лекции Олега Юрьевича!
Каждая лекция уникальна! Благодарю за эту чудесную возможность прикоснуться к прекрасному!!!

Екатерина Спицына. 10.05.2021

Очень информативная лекция с полным погружением в суть магического реализма ! Открываешь для себя творчество художников по-новому, картины начинают играть как будто совершенно другими красками! Спасибо большое!

Аня Лепёшкина. 10.05.2021

ПИРОСМАНИ

Олег, еще раз хочу выразить благодарность за встречу и повествование. Вам удалось приоткрыть философию работ Пиросмани. По крайней мере для меня). И конечно воспоминания о великих грузинских традициях и о Грузии. Бывала)). Есть повод пересмотреть грузинский кинематограф. Вино, очень дополнило теплоты от встречи. Спасибо!

Наталья Фёдорова

Доброй ночи! Ваш виноград, Пиросмани, Грузия, фильмы и стихи были светлыми и прекрасными. Спасибо за Ваш труд, Олег Юрьевич!

Наталья Ильиных

Огромное спасибо Олег за прекрасный иллюстрированный рассказ о великом художнике !!!! Было очень интересно .))!!!!

Юлия Раковская

И друзей созову, на любовь свое сердце настрою. А иначе зачем на земле этой вечной живу?

Катерина Баянова

Олег Юрьевич, спасибо за чудесный вечер о Пиросмани. Я в полном восторге. Мое послемыслие до сих пор со мной))))

Флора Загидуллина

Тюмень, Сентябрь 2017


Дом Колокольникова. Музейный комплекс. им. Словцова. Тюмень. 2019. Лекция о японской гравюре УКИЁ-Э.

Рене МАГРИТТ, Поль ДЕЛЬВО и художники МАГИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА (Санкт-Петербург)

Очень рада, что удалось посетить лекцию. Каждая лекция Олега это культурный шедевр! Системный подход, для меня, крайне важен! Очень важно не просто познакомиться с художником и его работой, важно понять, что повлияло на человека и не только в плане живописи, но и литературы и культуры в целом. Спасибо Олегу за то, что знакомство с художником происходит в общекультурном контексте. Подготовить материал именно таким образом великий труд. Благодарю за открытие Магического реализма и Магритта, за те параллели и ассоциации, которые возникли.

Юлия Ковалевская. 10.05.2021
 

 
Тюмень. . Вводная лекция цикла "РАЗГОВОР С ЗЕРКАЛАМИ". 18.01.2020

Рене МАГРИТТ, Поль ДЕЛЬВО
и художники МАГИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА

"Lo real maravilloso"

(моя заметка для тех, кому не удастся попасть на лекцию Олега Федорова "Рене Магритт, Поль Дельво и художники "магического реализма" из серии "Рассказы о художниках" 22 января 2017)

"Чудесная реальность" привлекала меня еще со времени моей учебы в школе, когда я читала "Нос", "Портрет" и "Невский проспект" Гоголя, "Песочного человека " Гофмана, она была позднее романах Дж. Джойса, Верджинии Вульф, А. Платонова, М. Булгакова, Г. Гарсия Маркеса, Х. Л. Борхеса , К. Кастанеды, М. Павича и Виктора Пелевина. Переплетение действительности и легенды, аллюзии к мифам, фантастические аберраций от реальности и обыденного приводило всегда к тому, что невероятное становилось правдоподобным, и наоборот - обыденное казалось чудесным. "Магический реализм" - энциклопедии осторожно уточняют, что это "один из самых блуждающих терминов XX века", он "скорее описательный, чем точный" и существует "на разных смысловых уровнях".

Олег Федоров будет говорить о таких художниках, как Поль Дельво, Рене Магритт, Джорджо де Кирико, Эндрю Уайэт, сэр Стенли Спенсер, Фрида Кало и о некоторых других. Эти художники стремились разрушить привычное представление о хорошо знакомом, неизменном, заставить увидеть объект в новом измерении, приводя зрителя в смятение. В своих полотнах из реальных вещей они создавали мир фантазии и сновидений, погружая зрителей в атмосферу грез и таинственности. Они блистательно умели «режиссировать» чувства зрителей. Казалось бы, мир, созданный ими, статичен и прочен, но всегда в обыденное вторгалось ирреальное, разрушающее этот привычный мир.
Я бы очень хотела отложить все свои организаторские заботы и послушать именно эту лекцию потому, что это, пожалуй, очень редкая возможность побывать во "снах наяву", так как современный мир может быть очень быстрым, и перед нашими глазами каждый день проходят тысячи изображений. Все, чего бы хотели художники "магического реализма", чтобы люди просто остановились и подумали: «Это невероятно!». И, если вы подумаете о чем-то таким образом, то сможете увидеть в окружающих предметах то, чего не видели до сих пор.

Alla Ispravnikova-Nesterenko

Москва, январь 2017
 

Леонардо ДА ВИНЧИ. Зеркало мира, или полёт через века

К сожалению, ни одного снимка не успел сделать. Вернее, забыл. Лекция получилась довольно тяжёлой для меня - людей пришло много, аудитория заметно обновилась и я, в какой-то момент, изменил вектор развития общего сценария Вечера, сам того не заметив. Что-то упустил, чему-то уделил большее внимание, нежели чем было запланировано. Тем более приятно и важно для меня было получить отклик от человека, пришедшего в мастерскую впервые:

“Невесомая фигурка ангела из прозрачного пластика (значит, как и написано в Книге, не отбрасывающая тень) качалась слева надо мной, а вокруг располагался тот самый живописный художественный беспорядок, который, как и написано в книгах, бесспорно выдавал в радушном хозяине представителя этой творческой профессии. Олег слегка нервничал: обещавшие прийти в большом числе постоянные любительницы его творческих вечеров по случаю дождливой погоды запаздывали, а в его уютной и тесной студии появились двое мужчин, ранее здесь не замеченные. Позднее, один из этих двоих совершенно справедливо уличит - не Олега, нет, - молодого Леонардо, что в его "Благовещении" архангел таки отбрасывает тень. Впрочем, как к счастию оказалось, более зрелый да Винчи в следующем варианте картины это очевидное упущение исправил. Шесть веков назад.

Синие шторы раскрытых настежь высоких окон хлопают от порывов ветра. Дождь за ними то продолжается, то перестаёт. Шум города почти не доносится сюда. В тесной студии сидят, почти прижавшись друг к другу, на двух диванах, стульях, подушке на полу с десяток человек и смотрят на экран - пару листов ватмана, прикреплённых к мольберту, на которых проектор высвечивает одна за другой картины художников Ренессанса – и северного, и итальянского, скульптуры, пейзажи, лица и лики, воспроизводит отрывки из фильмов о Леонардо и его загадках, или вовсе не о нём, а о Тарковском, но получается, что всё равно о нём. В помещении с высокими потолками возникает то музыка, то голоса персонажей. И вновь, и все два с лишним часа – звучит успокаивающий глуховатый негромкий голос Олега, иногда уходящий в себя, становящийся почти неслышным, но всегда слышимый, словно ведущий сомневается в том, о чём говорит, и приглашает всех к сомнению, но на самом деле знает и понимает многое из того, что вроде бы давно известно, хотя оказывается, что не совсем, или совсем нет, и здесь сокрыта тайна.”

Александр Анохин

Тюмень. 5-6, 07.2017


 


Санкт-Петербург. Лекция о Марке Шагале. Библиотека на Литейном 60. «ИНТЕРАКТИВНЫЙ ЛЕКТОРИЙ ЖИВОПИСЬ ПЛЮС». Май 2021

МАРК ШАГАЛ. Художник с ангелом в голове...
(Санкт-Петербург)

Сегодня мы снова пришли на Литейный. Разместились в библиотеке. Очень уютно, впрочем, как всегда.
Неспешный разговор о Марке Шагале с человеком, который умеет увидеть живопись, потому что он сам художник,
умеет разглядеть в этой живописи поэтическое пространство и гулять по нему со зрителями.
Потому что этот человек -и поэт тоже.
Это Олег Фёдоров-художник, живёт в Тюмени, ненадолго приехал в Петербург с лекциями.
Их можно назвать спектаклями, можно размышлениями о художниках, картинах, в контексте времени.
Жаль только, что времени нам не хватило еще столько можно было обсудить.
Приезжайте ещё, Олег с новыми темами и стихами!! Спасибо

Впечатления от такого яркого, глубокого, 2,5 часового погружения в живопись, поэзию и невероятно непростую жизнь нашего героя, мы уверены, ещё долго будут сопровождать вас!

До новых встреч!

 

Надо очень сильно любить людей и очень сильно в них верить, чтобы в наше время продолжать делать такое дело. Это требует определенного мужества. Потому что аудитория, особенно молодая - в смысле багажа знаний девственно чиста.) Но может быть, это и хорошо? Дон Кихот вы, Олег Юрьевич.)

Марина Самарина
Санкт-Петербург. 13. 05.2021

ЭКСПРЕССИОНИСТЫ,
Между надеждой и отчаянием...

Это была не лекция...а настоящий спектакль ! Моноспектакль, где автор и исполнитель одно лицо. С музыкой, прекрасными стихами, классическими и собственного сочинения и картинами, множеством картин... и всё это с чувствами, с накалом...потому что тема такая - экспрессионизм! Я несколько раз останавливала свой порыв зааплодировать, хотя и чувствовала себя и зрительницей в чудесном партере и участницей.
Такой формат мне очень по душе, помимо новых знаний я получила удовольствие от действия)))
Олег Федоров ,как дирижер за партитурой, преподнес нам эти три часа как единое произведение, сплетая классиков и собственные картины, стихи, воспоминания( талантливый человек талантлив во всём!!!)
В общем, как и сказал сам Мастер: экспрессионизм- это самое то, чтобы избавиться от мрачных мыслей...
Большое спасибо за вечер! Мастерская - волшебное место, так как была первый раз, бросила только скромный взгляд, обязательно вернусь и всё рассмотрю!

Жанна Щербакова

Тюмень. 10.04.2021

"Друзья! Сегодня нам предстоит глубокое погружение. Впрочем, как и всегда, на наших лекциях-вечерах-отражениях-встречах. Не зря я назвал этот свой поэтический и лекционный цикл «РАЗГОВОР С ЗЕРКАЛАМИ». «Мы отражаемся в них, они в нас…» Они – это художники и их произведения – рисунки, гравюры, скульптуры, картины. Мы – это мы. Те, кто захотел соприкоснуться. Те, кто пришёл. Я никогда не ограничиваюсь только биографическими данными и экскурсом в творческое наследие того, или иного художника. Для этого существует масса возможностей и ресурсов. Мы погружаемся в мир – переливающийся, аукающийся с другими мирами, не похожий ни на какой другой… Мир поэтических ассоциаций и биографических фактов, мир эмоционального взаимопроникновения. И обогащения, конечно. И очищения, если хотите."

(фрагмент анонса лекции о Клоде Моне)



Тюмень. Контора Пароходства. Лекция "ШЕДЕВРЫ МИРОВОЙ ЖИВОПИСИ.
История создания некоторых из них, или почему Джоконда до сих пор улыбается?". Декабрь 2021.



Тюмень. Контора Пароходства. Лекция "ШЕДЕВРЫ МИРОВОЙ ЖИВОПИСИ.
История создания некоторых из них, или почему Джоконда до сих пор улыбается?". Декабрь 2021.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ТОМ, ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ…

Я имею в виду авторский цикл лекций и Вечеров под названием
“РАЗГОВОР С ЗЕРКАЛАМИ, ИЛИ РАССКАЗЫ О ХУДОЖНИКАХ”.

Речь идёт, действительно, об авторском цикле лекций. Их уже более семидесяти.

1. Если кто-то настроен на вариант ликбеза и интеллектуального потребительства – то, вам не сюда. Придётся потрудиться. Прежде всего эмоционально. Потому что мы учимся не рассматривать, а смотреть. Не "употреблять", а сопереживать. Потому что судьба каждого Художника (с большой буквы) – это, за редким исключением, драма. Иногда – трагедия. Со своим прологом, развитием и эпилогом. Потому что и лекцией, собственно говоря, то, что происходит на протяжении двух с половиной, трёх часов – не назовёшь. Скорее – это некое изобразительно-поэтическое действо, почти моноспектакль. Доверительный разговор, дружеская беседа, глубокое погружение в биографию, творчество, исторический контекст, воздух времени, эпоху… Глубокое эмоциональное погружение, в первую очередь.
И если какие-то факты и даты вы потом забудете, то свои ощущения и переживания – никогда…

В чём отличия от традиционных искусствоведческих, или просветительских лекций?

2. Во-первых, много поэзии и кинематографа. То есть симбиоз, как минимум, трёх основополагающих видов искусств, внутри которых присутствуют и музыка, конечно, и театр и литература… И если на обычных разговорных и комментаторских лекциях на сороковой минуте голова Ваша может медленно начать клониться в левую, или правую сторону, то здесь заснуть Вам не удастся. Ритмический рисунок Вечера этого сделать не позволит… Его многоголосье.

3. Во-вторых, лекция проходит в уникальной атмосфере художественной Студии-Мастерской (иногда, правда, и за её пределами, как это было в Москве, или Музее Колокольникова и Доме Печати в Тюмени). На стенах висят работы, пахнет красками, на столе всегда – есть что-то к чаю. Желающие могут сварить себе кофе. Обстановка, практически, домашняя. Постоянная аудитория – это уже хорошо знающие друг друга люди. Умные и доброжелательные… Своего рода – клуб.
 

4. В-третьих – о художниках рассказывает художник, а не искусствовед. То есть, человек, который принципиально смотрит по-другому, а какие-то вещи понимает и видит изнутри своей профессии…

5. В-четвёртых – человек, который реагирует на то, что он видит ещё и поэтическим образом. Цикл стихов с одноимённым названием воплотился в издании Книги, которая, смею надеяться, ещё найдёт своих благодарных читателей…

6. В-пятых – названия лекций, в общем-то, сами говорят за себя…

Для чего и для кого я это всё пишу?

Информации сейчас много. Виртуальной, особенно. Можно утонуть в ней. Многие и тонут… Всё рукотворное, авторское, живое – находится, чаще всего, за пределами этого поля. Чтобы приблизиться, решиться на первый шаг, надо сделать определённое усилие. Вот для тех, кто хотел бы шагнуть, но не был уверен в том, что это ему действительно нужно сделать...
 


Дом Колокольникова. Музейный комплекс. им. Словцова. Тюмень. 2019. Лекция о японской гравюре УКИЁ-Э

P. S.

Перепостов анонсов лекций, к сожалению, мало. Времени, которое уходит на подготовку к каждой лекции – очень много. Иногда возникают мысли о том, что пора прекращать этим заниматься, потому что отдача и временные затраты, зачастую – не соотносимы. Но… Есть, пусть и небольшое, но постоянное количество человек, для которых всё это очень важно. И я не могу сказать им «нет». Возможно, количество этих людей – увеличится. Для этого вам нужно просто нажать на кнопку...

Буду рад культурному диалогу и интеллектуальному сотрудничеству с теми, для кого ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО, ПОЭЗИЯ И КИНЕМАТОГРАФ являются необходимой частью жизненного пространства, а также с теми, кто хотел бы его расширить, обогатить эмоционально, отразиться в зеркалах всегда вневременного, молодого, дерзкого и подлинного искусства.

Ведь они отражаются в нас, а мы в них...

С уважением, О. Ф.

(Обращение к подписчикам лекционной группы в Контакте. 2019 )


Тюмень. Лекция о Художниках Тюмени "От Ивана Калганова до наших дней". Технопарк. 2021



Москва. После лекции о Марке Шагале. 2018


 


Музейный комплекс. им. Словцова. Тюмень. 2021. "Слово безумца в свою защиту". Лекция о Сальвадоре Дали.


Музейный комплекс. им. Словцова. Тюмень. 2021. "Слово безумца в свою защиту". Лекция о Сальвадоре Дали.


Москва. 2018. После лекции о Рене Магритте и Магическом Реализме. Библиотека "Дом А.Ф.Лосева".


Москва. АРТ-ПРОСТРАНСТВО на МАРОСЕЙКЕ. 2016. Лекция о Рембрандте.


Москва. АРТ-ПРОСТРАНСТВО на МАРОСЕЙКЕ. 2017. Лекция об Эндрю Уайете и америкнских художниках

Подробнее:

Альбом с фотографиями и анонсами некоторых Вечеров и лекций.
Тюмень – Москва – Санкт-Петербург.
2016–2022


Лекционная группа в Контакте:
РАЗГОВОР С ЗЕРКАЛАМИ, ИЛИ РАССКАЗЫ О ХУДОЖНИКАХ


 


Почитать стихи и полистать страницы этой книги можно здесь:
 "
РАЗГОВОР С ЗЕРКАЛАМИ, ИЛИ РАССКАЗЫ О ХУДОЖНИКАХ..." 2021

 

 

 

 

 

 

 

 
 

Стихотворения из поэтического цикла "РАЗГОВОР С ЗЕРКАЛАМИ, ИЛИ РАССКАЗЫ О ХУДОЖНИКАХ..."
 

 

Олег ВЛАСОВ. Жираф, канатоходец и флейтисты...

 

Роберт ФРОСТ "Берёза" (перевод с английского - А.Сергеева)
(Фрагмент лекции "Эндрю УАЙЕТ. Затворник из Чаддс-Форда, или следы в осенней траве...")

 

Лекция "Сальвадор ДАЛИ. Слово безумца в свою защиту" в музейном комплексе им. Словцова. 2021

 

Финал лекции "Поль ГОГЕН. В поисках утраченного рая"

 

Стихотворение "КАРАВАДЖО". Пограничник на стыке веков и страстей...

 

Фрагмент лекции "ЗИМНЯЯ СКАЗКА"

 

ШЕДЕВРЫ МИРОВОЙ ЖИВОПИСИ
(История создания некоторых из них, или почему Джоконда до сих пор улыбается?)

(Лекция в Конторе Пароходства). 2021

 

В видеоряде присутствуют живописные образы американских художников ХХ века -
 Эндрю Уайета, Томаса Бентона и Гранта Вуда.
 
 (лекция "ИСКУССТВО АМЕРИКИ ОТ РЕАЛИСТОВ ДО ПОП-АРТА")

 


 

Олег Фёдоров © olegfedorov@mail.ru