Возврат на главную
    

 / Федоров Ю.М. Принципы построения антропологической историософии. // ХХ1 век: будущее России в философском измерении: Материалы Второго Российского философского конгресса (7-11 июня 1999 г.): В 4 т. Т.2: Социальная философия и философия политики. Ч. 1. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 1999. – С. 204-205./


Федоров Юрий Михайлович

Принципы построения антропологической историософии

      
     
Как только субъектом  Истории признается Человек, историософия  оказывается антропологической со своими особыми принципами: 1) Принцип субъектной обусловленности истории. При субъектном подходе центром мироздания выступает Бесконечный Субъект. Метаистория есть двусторонний процесс достраивания высшей праментальной формы через целую иерархию субличностей до «телесного субъекта». Субъектная предопределенность хода и исхода Истории восходит к трансцендентной свободе, обладая которой человек довольно часто оказывается в «исторических тупиках». 2) Принцип целостности истории.  Субъективированное целое в своем трансцендентном синкретизме генетически предшествует своим еще непроявленным объективированным частям. Целостность бытия восходит не к Концу, а к Началу Всемирной Истории и обязана своим возникновением не автоэволюции, а первичному креативному акту. 3) Принцип слоистости истории. Слои истории различаются между собой как по интенсивности, так и по плотности имманентным им временным потокам. Чем более низким является уровень бытия, выплывающим из апофатических глубин Ничто, тем более бурным оказывается соответствующий ему временной поток. 4) Принцип онтологического расширения истории. Целостный и универсальный Дух осуществляет не восхождение, а нисхождение, то есть определенным образом «регрессирует».  Ступеньки расширяющейся вселенной Духа есть не что иное, как ступени его объективации. Эти ступени и есть метаисторические этапы нисхождения Субъекта и восхождения Объекта. 5) Принцип онтологического расширения истории.  Перманентное расширение истории осуществляется за счет выдвижения все более низших онтологий, предсуществующих в Ничто. Идея эволюции и прогресса не отбрасываются, однако их объяснительные функции простираются лишь на горизонталь истории и не распространяются на ее креационистскую вертикаль. 6) Принцип отпадения низших экзистенциалов от высших. Ступеньки перманентного «снятия» и есть ступеньки человеческого самоотчуждения в пользу «автоэволюционирующей» реальности. Идея трансцендентного грехопадения выводит рефлексию на истинный источник исторического самоотчуждения человека. 7) Принцип катастрофического характера истории. Последовательное отпадение низших форм бытия от высших придает истории характер экзистенциальной драмы, которую человек в состоянии преодолеть апокатастасисом – возвращением к трансцендентным первоистокам. Антропологическая историсофия в этой связи  выполняет свою сотериологическую функцию, функцию экзистенциального спасения.

Вернуться в раздел

 

 
 

     Концепция и дизайн - Олег Фёдоров  © 2003-2008