Возврат на главную
    


Татьяна Быкова

   Искусство эпиграфики и цитирования в работах Ю.М.Федорова

 

          "Эпиграф мне видится в образе малого лоцманского суденышка, вводящего большой корабль в гавань", подмечал писатель Сигизмунд Кржижановский.

          Есть произведения, которые хорошо живут без эпиграфа. Огромное количество отсылок к разнообразным научным и художественным источникам делает философские работы "хорошо одетыми", серьезно упакованными. Эпиграф кажется уже избыточным: как будто к ладно сшитому костюму взять и пришпандорить еще и хлястик - так, для красоты. Не так у Юрия Михайловича Федорова. Эпиграф используется во всех его работах - только в книге третьей "Суммы антропологии" их 23. Эпиграфами стали высказывания Ортега-и-Гассета, Н.А.Бердяева,М.Хайдегера, Р.Арона, Ф.Ницше, И.Гете, Э.Кассирера, Лао-Цзы, С.Н.Булгакова, В.Франкла, А.Меня, Г.Зиммеля, Ж.Эллюля, Г.С.Батищева, И.Ефремова, Ф.М.Достоевского, высказывания из Евангелия от Фомы (апокриф), из Корана.

          Бывает, что эпиграф дурачит читателя, - у Юрия Михайловича этого нет. Философ использует эпиграфы обильно, но ответственно и умно. Эпиграф направлен на общение автора с читателем - он подсказывает, служит путеводителем в мир смысла.

          Философ использует эпиграф не иллюстративно, а сомыслительно.

          Эпиграф как смысловой конденсат концентрирует внимание читателя на ключевых поворотах мысли, у которой всегда есть потенциальная глубина, пробуждая читателя к философскому творчеству. Вешится не только интеллектуальная работа; читатель обогащается художественно, поскольку в качестве эпиграфа выбираются, как правило, высказывания мыслителей  - стилистов, умевших выразить мысль в слове - приеме, метафорически.

          Излагая субъектоцентрическую концепцию историософии, Ю.М.Федоров неоднократно подчеркивал, что выражать свои интуиции сугубо понятийно представляется ему делом трудным, - теряется живая, конкретная глубина и полнота смысла, - отсюда поиск соответствующего стиля.  Использование эпиграфов становится необходимым стилистическим приемом, помогающим эффектно развертывать концепцию, преодолевая сугубую академичность.

          Эпиграфика в работах Ю.М.Федорова - не что иное как гарантия сохранения личностного и авторского, которое может ускользнуть в ходе рационального анализа. Эпиграфы не скрывают личных пристрастий философа, концентрировано передают его философский опыт, говорят о его философской культуре.

          Заметно пристрастие Юрия Михайловича к цитатам - это дань уважения к мыслителям, с которыми вступает в полемику. Это включение множества голосов, других сознаний, позволяющее создать полифоническое философское произведение.

          Без цитат оставалось бы "лишь лупить барабанной дробью схоластической критики" (кн. 3, с. 633). Философ активно используя эпиграфы и цитаты, сумел искусно аранжировать свои книги - симфонии, сумел перевести трансцендентальные интенции на язык субьективно ориентированного философского дискурса, обогащенного живой философской речью.

          Через эпиграфы и цитаты он рассказал нам свою философскую биографию.

          Книги, написанные в таком стиле, являются весомой альтернативой узкорационалистическому сознанию, постоянно апеллирующему не к целостному человеку, а лишь к его рацио.

                                                                                           29 августа 2008  

 

Т.А.Быкова, преподаватель философии филиала УралГАХА колледжа искусств, зав.кафедрой гуманитарных дисциплин УралГАХА, заслуженный учитель России

 

 Вернуться в раздел

 

 
 

     Концепция и дизайн - Олег Фёдоров  © 2003-2008