|  | В.Н.Сагатовский
 Книга 
                  Ю.М.Федорова «Антропологическая
                  историософия»
                  
                  
                   
                              
                  В культурном пространстве СНГ
                  можно по пальцам пересчитать
                  философов, которые обладают четко
                  выраженной интенцией к
                  системному построению концепций,
                  охватывающих в целом поле
                  философских исследований. На базе
                  диалектического материализма
                  строят такого рода концепции В.В.Орлов
                  (Пермь) и Л.А.Зеленов (Нижний
                  Новгород); стремятся к целостному
                  охвату философской проблематики
                  с определенным преодолением
                  марксистских рамок Л.Е.Балашов (Москва)
                  и Д.В.Пивоваров (Екатеринбург); за
                  диалектико-материалистической
                  формой явно прослеживается
                  объективно-идеалистическое
                  содержание у А.К.Манеева (Минск);
                  классически идеалистическую
                  систему развивает Ю.М.Федоров (Тюмень);
                  попытку синтеза положительных
                  моментов экзистенциализма,
                  трансцендентализма и
                  материализма предпринял в своей
                  антропокосмистской философии
                  развивающейся гармонии В.Н.Сагатовский
                  (Санкт-Петербург).
                  
                              
                  Из этого списка система Ю.М.Федорова
                  отличается наибольшей
                  стройностью и
                  последовательностью. Я не
                  разделяю ее исходных интуиций, «аксиом»,
                  якобы полученных путем
                  откровения «первичного мифа», но,
                  надеюсь, это не мешает
                  объективной оценке сделанного.
                  Перед нами философия
                  субъектоцентризма,
                  онтологические принципы которой
                  распространяются затем на
                  человека и его историю. То, что
                  обычно называется развитием мира,
                  для Ю.М.Федорова есть «расширение
                  Абсолюта», в ходе которого
                  Абсолют (Неиное) проходит стадии
                  инволюции, нарастания
                  присутствие иного, движется от
                  вакуума к хаосу и снова
                  возвращается к самому себе. В
                  человеческой истории эти этапы
                  предстают как культ, культура,
                  цивилизация и технология; на
                  каждом из них убывает подлинная
                  субъективность и нарастает
                  мертвящая и хаотическая
                  объективация (нечто подобное было
                  прослежено Шпенглером и
                  Бердяевым относительно культуры
                  и цивилизации). История, таким
                  образом, в сущности своей
                  драматична, а ее десакрализация с
                  неизбежностью ведет к
                  апокалипсису или, в лучшем случае,
                  к апокатастасису. Катастрофа –
                  природная, социальная,
                  экзистенциальная – оказывается
                  неизбежной; речь может идти лишь о
                  том, сразу ли
                  посткатастрофическое состояние
                  перейдет к вакууму, чреватому
                  новой эманацией и креацией (апокатастасис),
                  или же силы зла достаточно долго
                  будут править свой бал (апокалипсис).
                  
                              
                  Все это развернуто логически
                  безупречно, с детальной
                  разработкой соответствующего
                  категориального аппарата.
                  Непоследовательность (на мой
                  взгляд) наличествует в самих «аксиомах»,
                  но этот спор выходит за пределы
                  краткой рецензии. Тем более, что я
                  не считаю исходные посылки автора
                  абсолютно ложными. Я рассматриваю
                  его построения как вполне
                  адекватный сценарий возможного
                  развития, как одну из линий,
                  объективных тенденций в развитии
                  универсума и человеческого
                  общества. Он «распрямил» эту
                  тенденцию, придал ей характер «магистральной»,
                  единственно возможной линии
                  развития; но это сделало
                  представление такой – «апокалиптической»
                  – возможности особенно выпуклой.
                  Я бы сравнил значение подобных
                  построений с ролью антиутопий,
                  романов-предостережений в
                  научной фантастике, призывающих
                  человека к ответственному
                  выбору в сложной и
                  драматической ситуации. Думаю,
                  что на фоне постмодернистского «пира
                  во время чумы» сама возможность
                  осуществления философских
                  построений в классическом жанре
                  есть уже своего рода подвиг
                  движения вопреки агрессивной
                  моде. Не сомневаюсь, что
                  публикация новой монографии Ю.М.Федорова,
                  последовательно продолжающего
                  линию, начало которой было
                  положено в его «Универсуме морали»
                  (Тюмень, 1992), будет значительным
                  событием в философской жизни (на
                  ее, разумеется «метаисторическом»,
                  а не «тусовочном» уровне).
                  
  
 |  |