Наталия ТАБЕРТ           О т к л и к и,  п р е с с а

 

 


Кира Калинина

ФЕЕЧКИ, КОШКИ И ДРУГИЕ СОЗДАНИЯ НАТАЛИИ ТАБЕРТ

Небольшой выставочный зал областного центра национальных культур, дом 29, окном и дверью на людную, ледяную, грязно-снежную улицу. В нём – выставка, новая, новогодняя, обещанная до самого 31 декабря, похожая на праздник с ёлкой, конфетти и цветными шарами. "Для детей и их друзей". Наталия Таберт. Цветная графика, пастель, гуашь.

Представьте себе: идёте вы вечером по городу. Кругом окна светятся. Вы вроде бы и не хотите в них заглядывать, но они, как костёр в одинокой ночи, сами притягивают глаз. Сначала виден потолок и люстра на нём, цветы на подоконнике, вон шкаф, а это стол, на нём скатерть, чайник, а вот и обитатели окошка – ходят туда-сюда, останавливаются, жестикулируют, садятся пить чай, ведут неслышные вам разговоры… Но кто они? И что дальше – там, куда не проникает взгляд? Всё, как у вас, и немного иначе, а существа в окне наденут шапки и пальто и выйдут на улицу, и пойдут рядом с вами, такие обычные, одинаковые… А если нет? Если двери их квартир ведут совсем на другую улицу другого города другой планеты – мира, который соприкасается с нашим лишь окнами…
 


Рисунки Наталии Таберт – как будто окна в сказку, не такую, которая была "давным-давно в тридевятом царстве – тридесятом государстве" или "однажды в тёмном лесу". Это сказка современная, городская, домашняя, а существа, которые живут в ней, "почти как люди", - чудесные зверушки, маленькие человечки, домовята… даже не из параллельного мира, а из той части нашего, которую мы обычно не видим и не воспринимаем, но, бывает, чувствуем рядом. Толика чуда…

Какое оно? Ищем ассоциации с чем-то знакомым, таким, что уже придумано, подсмотрено другими. И это тоже признак современной сказки – возникновение из контекста… Только у каждого он свой, и получается своё. У Наталии были детские книги и детские сны, и впечатления от них, которые не хотелось забывать. Теперь у неё – дочка, которой тоже что-то снится. Что, Наталия не знает. Может, теперь ей снятся существа с маминых рисунков?

- Как ты думаешь, Котёнок, почему слон подружился с зайцами?
- Не знаю, Лисёнок. Наверное, из-за ушей.
- Как это?
- Да ты сам посмотри. У слона уши большие, а у зайцев длинные.
- Ну и что? Слон, он ведь и сам большой. А зайцы… они вытянутые, вот и уши у них вытянутые.
- Так из-за больших ушей они и дружат. Потому что могут рассказывать друг другу секреты шёпотом, так тихо, что другие, у кого уши маленькие, ничегощеньки не услышат.
- Ну, допустим. Хотя не понимаю, о чём таком им секретничать. А мы с тобой, Котёнок, получается, из-за пушистых хвостов дружим? Но жираф, он ведь тоже мой друг, а у него хвост так себе, зато шея длинная. Так что, он теперь с гусем дружить обязан?

Может быть, где-то в своём кармашке вселенной, невидном через окно, они ведут между собой такие странноватые разговоры. Не могут же они жить молча, как в немом кино… Впрочем, Наталия говорит, что не выдумывает сюжеты специально, скорее разыгрывает бытовые психологические ситуации, такие же, как в реальной, человеческой жизни: вот ставят ребёнка на табурет и заставляют читать стихи…

Но со стороны кажется, что все эти ситуации лишь мимолётные картинки, выхваченные взглядом из большой, непрерывной истории, которая там, за кадром, ни на секунду не останавливается. И хочется знать, что было раньше, что будет потом – с теми, с этими – и как их зовут… Хочется, чтобы у них непременно были имена – у этих милых маленьких созданий, которые ходят друг к другу в гости, празднуют дни рождения, вместе резвятся, шалят, вместе грустят... Хотя Наталия пока отказывается рисовать грустное. Ждёт, чтобы дочка подросла, и собирается "расти" вместе с ней – от весёлого и беспечного к печальному и задумчивому.

Её созданиям – как и дочке – только два года. А сначала были кошки. Вернее, с кошек Наталия Таберт начиналась для меня. В художественных салонах, среди пейзажей и натюрмортов, они по-восточному изящно гнули спины и вытягивали лапки, замирая в небрежных позах, так красиво, как умеют только кошки.
Страничка в Интернете, которую открыли для Наталии друзья, обращена к "любителям кошек и живописи". Ещё там были написанные маслом пейзажи, но сейчас Наталья от масла на время отказалась – из-за дочки. И место пейзажей заняли создания – "креатуры"…
Кошек у Наталии целых пять. Потому что даже гулять сами по себе, чтобы там не пели в песнях и не рассказывали в сказках, кошки предпочитают в хорошей компании, а их предпочтения стоит уважать. Восточный колорит же и загадочная вязь иероглифов на "кошачьих" рисунках – от увлечения старинной японской культурой. Цитаты из японской лирики и прозаического произведения X века "Записки у изголовья", написанного дамой по имени Сэй-Сёнагон, дополняют выставку.

"- Что разрывает сердце?
- Вид ребёнка, который ещё не говорит. Он плачет и бьётся. Безутешно горе его."
"Крылья бабочек, разбудите поляну для встречи солнца".

Кошек-японок, разбросанных по листу в особой манере, Наталия повстречала как раз в Интернете. Сделала своих. Как они спят, как сидят, умываются, играют, вместе или по одной, – благо возможностей для наблюдения достаточно.
А вот иероглифы не настоящие – просто имитация. "Я сейчас пытаюсь разобраться, - говорит Наталия. - Но надо время."
На выставке кошек совсем немного, они спрятались в уголок, как делают всегда, попав в незнакомое место или к чужим людям. Хотя здесь их хорошо знают, а сами они привыкли дремать в здешних витринах, ожидая нового хозяина, который возьмёт их домой и найдёт место на стене...
Ну а создания… Когда-то Наталии предложили сделать выставку. Но работ оказалось слишком мало. Это, говорит художница, и стало толчком. Всё, что есть на выставке, и ещё многое сделано за последние два года.
Не зря кажется, что за этими картинками – целый мир, ведь возникли они как иллюстрации. Или сначала как попытки иллюстраций, просто так, для себя. "Животные с человеческим выражением"… ну да, лица, "морды" тут никак не скажешь. Выражения сложились в характеры. Так всё и вышло.
 


Один из разворотов книжки Леонида Пантелеева


А ещё в той нарисованной сказке обитают феечки. Наталии очень нравится рассказ Леонида Понтелеева о маленькой девочке Фенечке, "нашей русской Дюймовочке", такой "хулиганский" рассказ, в котором Фенечка творила, что хотела, ела гвоздики и вату и поела всё-всё в доме рассказчика. Так что феечки отчасти Фенечки, отчасти домовые… А, может, это даже одно и то же – "олицетворение уюта и хаоса одновременно".
Это ответы на вопросы "кто" и "что". И немного "почему". Есть ещё вопрос "как". Рисунки выглядят необычно – профессионал, может быть, поймёт всё с одного взгляда, ну а необразованному почитателю не зазорно и спросить. Тем более, что тут и правда много чего намешано – гуашь, два вида пастели, сухая и масляная. Тушь, перо. И всё это одно на другое. Кажется, сложно, но Наталия уверяет, что эта техника предполагает быстроту исполнения, хотя сколько времени затрачивает на одну работу, точно сказать не может. Потому что делает серии, рисунков, скажем, по пятнадцать – сначала карандаш, потом гуашь… Предполагает: может, день.
Она не училась на иллюстратора – училась на художника-оформителя в тюменском колледже искусств, который закончила в 1994 году. Оформляла "детские сады, магазины и т.д.". Помнит, как расписывала стены в детском саду "Чайка" для детей с ослабленным зрением, шила листья для хижины… Помнит Русалочку, диснеевскую, весёлую…

Те росписи были совсем другими, не похожими на нынешние "создания", на образы, которыми Наталия заселяет теперь стены школы № 22. Рядом с цитатами – любительское фото. На нём – большая разрисованная стена и маленькая художница с краешку… Работа по специальности.
А иллюстрировать Наталия училась по любимым книгам. По сказкам. "Техника эта именно для полиграфии приемлема". Может быть, потому с её рисунков получаются такие хорошие печатные копии. Наталия решила больше не продавать оригиналы – потому что дома ничего не остаётся и потому что жалко отдавать задёшево. И, потом, бывает так, что многим нравится один и тот же рисунок. Не рисовать ведь одно и то же снова и снова! "Тогда я была бы, как машина, всё сидела бы и печатала, печатала… Я пробовала - получается абсолютный ужас."
Теперь ей делают копии – сканируют, распечатывают на цветном лазерном принтере, очень хорошем. Получается практически один к одному – мы специально ходили сравнивали. Иногда копии бывают чуть темнее. Ну, и ощущение фактуры пропадает. Хотя под стеклом это не очень заметно. Зато копии дешевле и доступнее, и размер рисунка можно менять. "Хочу эту, но вот такого формата". Нет проблем…
Конечно, больше покупают для детей. Нет, не так. Почти у всех, кто покупает, есть дети. Берут сразу для них и для себя, молодёжь покупает – "все, в ком немножко детства осталось".
Хотя… Дети не всегда бывают добрыми, а детство не наполнено одной лишь радостью, но именно таким его хочется помнить человеку выросшему. Именно такого он желает своему ребёнку… И садится сочинять добрые, добрые сказки, где самый большой проступок - съесть без спросу банку варенья, а самое большое несчастье – лопнувший шарик. Сказки, от которых кому-то растущему детство покажется светлым…
Рядом с японскими стихами цитаты из "Карлсона", из "Мэри Поппинс".

"- Когда-то они тоже понимали язык цветов и животных, но когда им исполнился год, они напрочь всё забыли. И вы тоже забудете.
– Нет, я не хочу. Нет! Нет!"

Если чего-то по-настоящему не хотеть…
Маленькая дочка Наталии пока больше познаёт мир на ощупь и на вкус, поэтому как создаётся сказка, ей не показывают. Она видит уже то, что на стене, под стеклом. Радуется и хохочет. "А когда она подрастёт, я, видимо, пойму, как я буду всё это ей объяснять. И тогда пойму, как буду объяснять всем остальным."
Ну пока Наталия просто знает, что детям всё это нравится и что им всё понятно, несмотря на то, что жираф может быть синим, а зайцы и лисы не очень похожи на зайцев и лис, которые ещё живы где-то по лесам.

Хотя бы потому, что лисы Наталии Таберт не едят зайцев. Еду они, наверное, как и мы, берут в холодильнике. Ну, а уж откуда она там берётся…
Была, оказывается, у Наталии и морская тема, подводная, только на выставку не попала. Русалочка… Не весёлая, а настоящая. Грустная. Тема, которую Наталия всё-таки решила пока не трогать. "У Андерсена в общем-то все сказки трагичные. Пока у меня цель иллюстрировать "Девочку со спичками", но не хочу повторять мультик, потому что очень он хорошо сделан."
Наталию знают на Свердловской киностудии. Она готова отдать своих персонажей, но считает, что режиссёрской жилки у неё нет. "Если бы был человек, так же близко всё это переживающий, то, наверное, получился бы мультик." Да и предлагают именно философские темы, а она пока не берётся – пока дочь не дорастёт до Андерсона.
 


Нынешние работы Наталии тоже не кажутся такими уж простыми. Но в них, пожалуй, больше не философии, а психологии. Например, есть серия "Я, кажется, тебя люблю". Самое-самое начало…
Она не претендует на особое признание. Не рвётся в "серьёзные художники". Пересказывая комплименты благодарных зрителей, замечает: "Даже обзывают меня искусством." Но не может рисовать маленькие глазки только потому, что, по чьему-то понятию, большие круглые глаза её созданий отдают поп-артом.
Как бы там ни было, это только начало. Что будет дальше… посмотрим.
Сейчас же Наталию Таберт знают не только в Тюмени, но и в Новосибирске. Откуда? Неожиданный поворот жизни. Пересечение в тумане… Приехала в Тюмень Татьяна Плеско, увидела работы Наталии, предложила показать их в Новосибирске. В результате прошло несколько выставок, одна из которых называлась "Взгляд из детства на взрослую жизнь". Наталию включили в программу "Экология жизни человека"… то есть не столько того, что вокруг, сколько того, что внутри.

Вообще-то Татьяна Плеско преподаёт в школе для глухонемых. Ткёт гобелены, поддерживает молодых художников, подготовила программу на День города… Она сестра Ольги Борисовой, директора школы, в которой Наталия здесь, в Тюмени, расписывает стены.
Тот день, казалось, просто состоял пересечений. Потому что лет этак уже немало назад мне пришлось ходить в ту самую школу, и Ольга Владимировна была моим учителем географии. А завотделом областной научной библиотеки искусствовед Людмила Кайгородова, с которой мы когда-то были знакомы, а потом долго не виделись, давно и хорошо знает Наталию… Может, это и есть сказка - череда неслучайных случайных совпадений, которые невзначай происходят там, где вроде бы не должны?

Ах ты, птичка моя… Ты, мой зайчик. Котик… Убегаем внутрь, от грохочущих машин, по втоптанному в грязь снегу, по скользким ступеням - к тёплым окнам, к вопросительным глазам, светлому задумчивому сну, придумывать продолжение бесконечной истории, в которой есть место и для вас…

2001
 

 

 О т к л и к и,  п р е с с а

 

 

                   Тюмень 2008    © Наталия Таберт