Кира Калинина
ЦВЕТЫ, КОТОРЫЕ НЕ ВЯНУТ
В Тюменском литературно-краеведческом центре – пора цветения и
поэзии. Здесь открылась персональная выставка Натальи Таберт и
Алевтины Хлыстовой. Две художницы, два зала, и даже название
экспозиции двойное. Если просто: "Про цветы". Если
позаковыристее, то: "ПроЦВЕТанине". Тема летняя, улыбчивая,
красочно-благоухающая. Имеются даже настоящие, живые цветы с
дачи Алевтины Хлыстовой - в вазе, расписанной её же рукой.
Когда-то они с Натальей Таберт учились в Тюменском колледже
искусств, и вот теперь, спустя годы, их дороги вновь
пересеклись. Оказалось, что им нравится вместе работать и вместе
выставляться. Их творчество позитивно, проникнуто любовью к
жизни. И всё же это очень разные художницы, у каждой своя дорога
в искусстве, собственный узнаваемый стиль.
Цокольный этаж, по идее, не лучшее место для демонстрации
картин, но в небольших залах уютно, а тёмно-зелёные стены стали
замечательным фоном для живописного цветника, в котором все
сорта прекрасно уживаются друг с другом. Цветы полевые, садовые,
декоративные, экзотические, сказочно-фантазийные, прекрасные и
трепетные, как стихотворные строки, дополняющие экспозицию.
Лирика Фета, Цветаевой и сочинителей наших дней, поэтичная проза
Экзюпери, аллегории Рериха, японские хокку кружатся в вальсе
цветов, сливая воедино мелодию цвета и мелодию слова: "Видели
всё на свете // Мои глаза – и вернулись // К вам, белые
хризантемы".
Это трёхстишие японского поэта XVII века Косуги Иссё цветёт
рядом с одной из работ Алевтины Хлыстовой. Её дивный сад разбит
в первом зале. Сначала – галерея цветочных портретов. Розы,
тюльпаны, ирисы, пионы, ромашки, лилейники, вьюны… Родная дачная
натура. И заграничные красавцы… К примеру, маки Алевтина
рисовала в Болгарии. А в какой стране родилась белая лилия,
парящая меж перламутровых бус и золотых извивов, напоминающих то
ли морские волны, то ли горы, которые просматриваются на заднем
плане. Быть может, в той, где кружит над цветочными зарослями
синяя птица мечты?
"Красота - в глазах смотрящего", - решил когда-то Запад. "Коль
скоро ты видишь, ты не можешь не видеть цветы… Когда нет цветов
в твоих мыслях, ты подобен дикому зверю", - устами знаменитого
Мацуо Басё утверждает Восток, мудрый даже в категоричности.
Всякий, у кого есть глаза, узнает Японию в акварельных пейзажах
Алевтины Хлыстовой и без стихотворных подсказок на
стенах-лужайках. Особые оттенки красного, синего, жёлтого,
лёгкая размытость, будто дымка над Фудзи, из-за которой, сквозь
облака, вот-вот встанет солнце. Такой бывает роспись по шёлку…
Тонкие контуры, туманные очертания гор, розовая метель в
вишнёвом саду. И скромная зелень плюща, что приник ветвящейся
змейкой к висячему мосту – обвил вокруг него жизнь свою, как
подметил тот же Басё.
Умение видеть прекрасное в повседневном, вечное в мимолётном
всегда отличало художника… Как и способность останавливать
мгновение. Раньше Алевтина предпочитала масляную живопись, но
сейчас увлекается акварелью, хоть эту технику принято считать
сложной: дрогнула рука, поплыла краска, и ничего уже не
исправить. Но в том и прелесть. С картины, написанной маслом,
можно сделать копию. А акварель в точности уже не повторишь…
Переходим в следующий зал, и попадаем в сказку. Если в саду, тем
более японском, подобает тихо созерцать красоту, то в сказке –
живут. Живут цветы, живут среди цветов. И в цветах, конечно! У
Натальи Таберт даже серия есть – "Жизнь в цветах". Её мир - это
мир детства, чудесная страна, населённая симпатичными лисятами,
милыми крокодильчиками, застенчивыми букашками и медвежатами,
трогательными жирафами и зайцами, неразлучными кошками и
мышками, гривастыми львами, славными домовятами, озорными
феечками. Доверчивыми и ранимыми, как детская душа. Они ходят
друг к другу в гости, дарят подарки, чаёвничают, сидя в уютных
креслах, гуляют в парке, грустят, обижаются, шалят и видят сны.
Они, как мы. Почти. Наталья изображает то, что видит вокруг - но
на сказочный лад. Словно накладывает сверху колдовское радужное
стекло.
Умение наполнять поэзией будничную реальность, проявлять магию в
обыденном - ещё один дар художника. Не убегать от мира, а
преобразовывать его по своему хотению. В таком преображённом
мире выросли дочери Натальи – старшая Лиза и младшая Вера.
Именно для них начиналась когда-то сказка в картинках, и сами
они стали частью этой сказки - где жирафу как раз хватает шеи,
чтобы выглянуть из розовых соцветий и прижаться носом к детской
щеке. Где из-под маски сказочной лисички показывается вдруг
мамино лицо. Где у каждого свои крылья, и никто друг другу не
чужой. Где маленькая девочка похожа на загадочный японский
цветок укэра, бутон, который никогда не распускается полностью…
И обязательно хочется рисовать – вслед за мамой. Или совершенно
по-своему, как рисует Лиза, решившая подружить волка и зайца
среди полевых цветов.
Рисованный волк не ест зайца… Живописные цветы не вянут. Однако
нуждаются в поливке и подкормке – не водой и удобрениями, а
любопытством и добрым вниманием. Хорошо бы ещё восхищением – но
только искренним, как сами картины. Кстати, синие цветы подали
художницам идею новой выставки. К ней надо готовиться, но
название уже есть. Чёткое, ёмкое, безо всякой двойственности –
"Ультрамарин".
А нынешняя экспозиция проработает до 28 июля. Гостей
литературно-краеведческого центра ждёт встреча с орхидеями и
кактусами, с птицами, чьи крылья нежны, как лепестки фиалок, с
мечтательными девушками-розами, девушками-ландышами – феями
цветов, с летающими слониками и улитками, зайцами и лисами с
ноготок и другими цветочными жителями. С розовым домиком – как у
Марины Цветаевой, и с самой розой, единственной на свете,
прекраснейшей – как у Маленького Принца Экзюпери. Словом, нас
ждёт чудо. И процветание, конечно!..
Кира Калинина
ЦВЕТЫ, КОТОРЫЕ НЕ ВЯНУТ
(ссылка на первоисточник в Живом Журнале)